Рекомендации к написанию конспекта НОД по ФГОС ДО Стандарт оформления титульного листа. Вверху полное наименование организации по Уставу. Название мероприятия (конспект НОД, сценарий и т.д.) с указанием возрастной группы детей (младшего, среднего, старшего возраста). Тема по центру, отмечаем образовательная область (за основу берется одна область, а внутри конспекта отмечаем интеграцию - задачи). Внизу указывается Ф.И.О. педагога, должность, категория, учебный год. Цель занятия – это его желаемый (конкретный) результат и диагностируемый, сформулированный с учетом имеющегося времени и возможностей детей. Требования к постановке целей занятия Конкретность постановки цели (то к чему должны прийти или ожидаемый результат) Реалистичность цели занятия с точки зрения достаточности времени на ее выполнение Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия подготовленности детей к ее решению на предыдущих занятиях (опыт) Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия возможностям и способностям детей и педагога Задачи – средства достижения цели. На занятии поставлены и решаются комплекс задач - воспитательные задачи (личностные качества детей) - развивающие задачи (психические процессы: речь, внимание, воображение, восприятие, память, мышление) - обучающие (знания, умения, навыки) Пример: сформировать знания о признаках зимы (указать каких конкретно) Реализация комплексно-тематического принципа ВАЖНО! Обращаю ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные. Словарная работа (формирование активного и пассивного словаря) т.е активный словарь дети знают слова и пользуются ими, и пассивный словарь знакомим с новыми словами, словосочетания) Оборудование для НОД Демонстрационный материал Раздаточный материал Предварительная работа воспитателя по подготовке к НОД (с группой, подгруппой). Беседы, ситуативные разговоры на какую тему, игры для чего играли, прослушивание музыки какую.(все прописывать) Индивидуальная работа с детьми (какая, с кем) Например, ребенок не рисует, какая работа с ним велась, какие условия созданы для успешности детей в НОД Структура НОД и методические приемы (ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, ТРИЗ, мнемотехника и т.д. – конкретные приемы уточнить) Здесь указываются методы и приемы. Вводная часть (прописываете, как организуете, как создаете проблемную ситуацию) Основная часть, где решаются главные задачи (содержательный, деятельностный этап). Прописываются образовательные ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы, создаются ситуации открытия. На занятии реализуется принцип индивидуализации и дифференциации Педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент) Педагог «видит» каждого ребенка: помогает, стимулирует, поощряет Педагог предлагает разноуровневые задания и систему вопросов по уровню сложности (с учетом способностей детей) Психологически комфортная обстановка на занятии позитивный эмоциональный фон (ребенку удобно, интересно) возможность свободного общения, передвижения детей Выполнение необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей Использование приемов, снижающих утомляемость (смена видов деятельности, приемы релаксации) Соблюдение СанПиН Заключительная часть (рефлексивный этап) – направлена на закрепление пройденного. Рефлексивный момент (педагог побуждает ребенка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности) В конспекте прописывать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную деятельность в процессе НОД. Можно создать игровую ситуацию, где дети продемонстрируют новые знания. Рефлексировать эмоциональное состояние, Какое у тебя настроение? Что ты чувствуешь? Что ты узнал, а как ты узнал? Что больше всего понравилось? В старшем возрасте можно спросить, что еще ты хотел бы узнать? А как, это можно узнать?
Предлагаем вам образец технологической карты занятия по рассказу «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского. Предложите педагогам провести его 31 мая, в день рождения автора. В ходе образовательной деятельности педагоги научат детей составлять литературные путеводители и продолжат формировать у них предпосылки читательской грамотности.
Занятие по рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга» состоит из трех этапов: организационно-мотивационного, основного и заключительного. На основном этапе педагог ставит перед детьми проблему и знакомит с материалом, затем дети ее решают и составляют литературный путеводитель. Задача педагога – заинтересовать дошкольников сюжетом и мотивировать их анализировать художественное произведение. Для этого нужно проиллюстрировать эпизоды рассказа. Так детям будет понятно, как составить литературный путеводитель с помощью картинок. Провести занятие поможет готовая технологическая карта.
Сделать заготовку путеводителя перед занятием
Перед занятием педагог делает заготовку литературного путеводителя. Использует листы бумаги, которые согнуты в виде книжки и прошиты лентой. В путеводителе педагог отмечает место для работы со словарем: вклеивает картинку сундука. В конце путеводителя помещает QR-код, где можно найти рассказ. Дополнительно готовит картинки по теме произведения, которые дети вклеят в путеводитель, клей, фломастеры. Также педагог составляет игры для интерактивной доски и оформляет презентацию о К.Г. Паустовском. Делает девять фишек по числу слов в пословице: хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
+
Факты из жизни К.Г. Паустовского для педагогов
Константин Георгиевич Паустовский родился более 100 лет назад, в конце XIX века. Свои два первых рассказа он написал в последнем классе гимназии. Первый опубликовал в журнале, когда ему было 20 лет, второй – в 21 год.
Когда К.Г. Паустовскому было 22 года, началась Первая мировая война. Это было более 100 лет назад. Примерно тогда появились первые автомобили, которые совсем не похожи на современные. В то далекое военное время молодой К.Г. Паустовский был сначала санитаром на санитарных поездах, затем пошел работать на металлургический завод, позже – в рыбацкую артель. Когда Первая мировая закончилась, К.Г. Паустовский стал ездить по стране и писать очерки о жизни и природе в разных городах и местах.
Когда писателю было 49 лет, началась Великая Отечественная война. В сложные месяцы, когда враг наступал, К.Г. Паустовский был военным корреспондентом на передовой. Чуть позже его отправили в Москву публиковать новости. Затем К.Г. Паустовскому поручили работать над литературными произведениями о борьбе с фашизмом и для этого поехать в эвакуацию.
В послевоенные годы писатель продолжал писать, начал преподавать в литературном институте. Он получил мировое признание как автор трогательных рассказов, которые учат доброте. К.Г. Паустовский поступал так же, как положительные герои в его рассказах: заступался за тех, кого несправедливо обижали, не участвовал в нападках на людей, не хвалил злодеев
Эмоционально настроить детей на занятие
Во время организационно-мотивационного, или подготовительного этапа педагог создает у детей положительный эмоциональный настрой. С помощью сюрпризного момента воспитатель фокусирует внимание дошкольников на предстоящей деятельности. Например, сообщает, что группа поучаствует в городском литературном фестивале. Если в городе не проходит такой фестиваль, его заменит внутрисадовское мероприятие о детских писателях. Далее педагог озвучивает задание для группы – представить творчество писателя К.Г. Паустовского. Показывает на интерактивной доске презентацию с портретом писателя и его книгами с рассказами для детей.
Оформить с детьми путеводитель и познакомить с рассказом
В ходе основного этапа дети заполняют литературный путеводитель. Сначала педагог спрашивает, что они знают о К.Г. Паустовском. Затем систематизирует и дополняет детские ответы с помощью презентации об авторе. После дети оформляют обложку литературного путеводителя и заполняют страницу с новыми словами из рассказа, которые им встретятся.
Педагог знакомит детей с рассказом.
Чтобы уложиться во временные рамки занятия, он пересказывает эпизоды до того, как кота поймали, и читает продолжение с этого момента до конца. Затем задает детям вопросы по содержанию рассказа. Дошкольники вклеивают в литературный путеводитель портреты главных героев. Играют в игры по содержанию произведения на интерактивной доске и получают фишки с частями пословицы. Во время основного этапа педагог проводит физкультминутку, гимнастику для глаз.
Провести рефлексию в конце занятия
В конце занятия дети делятся с педагогом мнением о рассказе «Кот-ворюга». Воспитатель узнает, не было ли детям трудно заполнять литературный путеводитель. После они украшают его последнюю страницу с QR-кодом.