"Русские шашки для дошкольников"
Программа занятий
Тематическое планирование кружка 1 год обучения
(возраст дошкольников 5-6 лет)
№ |
Тема |
Содержание |
Количество часов |
1 |
«По дороге знаний» |
Знакомство с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. |
1 |
2 |
Сказка начинается: «Королевство шашек» |
Познакомить с понятием шашка. |
1 |
3 |
«Шашечная доска и шашки» |
Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. |
2 |
4 |
«Волшебные ниточки сказочного королевства»- шашечные дороги. |
Познакомить с понятием вертикаль. Игра – «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». |
1 |
5 |
«Шашечные дроги» |
Познакомить с понятием «горизонталь». Игра- «Кто больше назовет предметов по горизонтали» |
1 |
6 |
Встреча на лесной поляне-«Зайкины шашки» |
Познакомить с понятием: ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятие) |
2 |
7 |
«Путешествие в мир открытий» - шашечные поля. |
Познакомить детей, что у каждого поля на доске –есть свой адрес- свое название.. Поля обозначены цифрами и буквами. Назвать |
2 |
поля- сначала буква, потом цифра (d4) |
|||
8 |
«В гостях у знатока шашек Зайки» |
Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. |
2 |
9 |
«Диагональ» |
Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета. На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 черных и 13 белых . Самая важная шашечная диагональ- большая дорога или большак- она из 8 клеточек, идет из левого нижнего угла в верхний правый угол. |
2 |
10 |
Основа шашечной игры: сила флангов. |
Познакомить с шашечным понятием- фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. |
2 |
11 |
«Лесная школа умного зайца» - Центр. |
Познакомить с шашечным понятием центр, восемь полей:c3,c5,d4,d6,e3,e5,f4,f6- считаются центральными, но собственно центром являются поля :c5,d4,e5,f4 шашки, расположенные на этих полях называются центральными. Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 |
12 |
«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля |
Поля первой и последней горизонталиa1,c1,e1,g1; b8,d8,f8,h8 и поля вертикалей a -h, a1,a3,a5,a7; h2,h4,h6,h8 (поля отмечены знаком –Х).Все эти поля, находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Эти шашки называются бортовыми. Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
1 |
13 |
«Лесная школа умного зайца» - «Дамка» |
Черные поля последней для соперников горизонтали ( для белых 8 горизонтали- b8,d8,f8,n8 – отмечены знаком –Х; для черных -1 горизонтальныйa1,c1,e1,g1 отмечены знаком – Х- поля , превращения простой шашки в дамку. |
1 |
14 |
«В гости к друзьям» - как ходят шашки. |
Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали, только вперед на одно |
2 |
поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|||
15 |
«Правила хорошие, знать каждому положено» - основные правила игры. |
Познакомить с основными правилами: Если шашки соперника стоит вплотную к вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то вы обязаны срубить шашку соперника, если ваш ход. Срубленная шашка убирается с поля, ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. |
2 |
16 |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии |
Упражнения на выполнения ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничения подвижных фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 |
17 |
«Лесная школа умного зайца» - Основные приемы борьбы на шашечной доске |
Познакомить с основными правилами: Если ваша шашка стоит вплотную к шашке соперника, то вы обязаны срубить шашку, если ваш ход. Срубленная шашка убирается с поля , ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками |
2 |
18 |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии. |
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничения подвижных фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 |
19 |
«Лесная школа умного зайца» - Основные приемы борьбы на шашечной доске. |
Познакомить с правилом: Если после того, как вы срубили одну шашку, ваша шашка оказывается еще перед одной шашкой соперника, и дальше есть свободная поле, то ее тоже нужно срубить. Если снова возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, независимо от количества шашек и количества разворотов. |
2 |
20 |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки. |
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению |
2 |
знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом- Простая шашка, достигнув дам очного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7 –ой горизонтали на 8-ую для белых, или со 2-ой на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей, пока ей не преградит путь шашка или край доски. Рубит дамка как и шашка , только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клетку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться, на любое возможное поле. |
|||
21 |
«Этикет игрока» |
Знакомство с правилами поведения во время игры. |
1 |
22 |
«Как справиться с задачей?» |
Работа с диаграммами. Игра – «Сдавайся» Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения на закрепление знаний о шахматной доске. |
1 |
23 |
«Веселый бой» |
Стихотворение- Юровских Е.М. « Перед боем шашки вряд , на земле своей стоят… Дидактическая игра «Кто быстрее построит на доске свои фигуры» Игра – «Взятие шашки» |
1 |
24 |
Викторина - «Королевство шашек» |
Практическое закрепление материала. Дидактическая игра «Кто быстрее построит на доске свои фигуры». « Ловушки»- закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. |
1 |
25 |
Подготовка к соревнованиям между командами группы |
Практическое закрепление материала |
1 |
26 |
Шашечная встреча между детьми и родителями |
Практическое закрепление материала |
1 |
27 |
Шашечный турнир с детьми другой группы |
Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду. |
1 |
Итого: |
41 час |
Тематическое планирование кружка
2-й год обучения.
(возраст дошкольников 6-7 лет)
№ п.п. |
Тема |
Содержание |
Кол- во часов |
1 |
Как начинать партию? |
Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» |
1 |
2 |
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. |
Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. |
2 |
3 |
«Разные виды ничьей партии». |
Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ литературы Юровскй Е.М |
2 |
4 |
«Знакомство с таблицей шашечного турнира». |
Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 |
5 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». |
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске |
2 |
6 |
Турнир «Белочки- медвежата». |
Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М.»Цейтнот» |
1 |
7 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». |
Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. |
2 |
8 |
«Умники и умницы». |
Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся» |
1 |
9 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». |
Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. |
2 |
10 |
«Лесные забавы» |
Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение |
1 |
подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
|||
11 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». |
Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы .Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» |
3 |
12 |
«Зайкин сон». |
1ч. Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровский Е.М «Зайкин сон» |
1 |
«Конкурс на призы от Зайки». |
2ч. Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. |
||
13 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» |
Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. |
2 |
14 |
«Использование дополнительного темпа». |
Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» |
2 |
15 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». |
Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 |
16 |
«Решение элементарных комбинаций». |
Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 |
17 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». |
Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» |
2 |
18 |
«Шлагбаум». |
Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактическая игры. |
2 |
19 |
«Победитель - это я» |
Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. |
1 |
20 |
«Достижение выгодной оппозиции». |
Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». |
2 |
21 |
«Турнир сильнейших» |
Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. |
2 |
22 |
«Зайкина задачка». |
Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. |
1 |
23 |
Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших |
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие |
2 |
в детском саду». |
с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
||
24 |
Дружеские встречи. |
Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. |
2 |
Итого: |
42часа |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»